Инструкции по ремонту
Автомобилей
ВАЗ
2110/11/12

Схема подачи топлива двигателя с системой впрыска топлива.
1 - форсунки; 2 - пробка штуцера для контроля давления топлива;
3 - рампа форсунок; 4 - кронштейн крепления топливных трубок; 5
- регулятор давления топлива; 6 - адсорбер с электромагнитным
клапаном; 7 - шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 8 -
дроссельный узел; 9 - двухходовой клапан; 10 - гравитационный
клапан; 11 - предохранительный клапан; 12 - сепаратор; 13 -
шланг сепаратора; 14 - пробка топливного бака; 15 - наливная
труба; 16 - шланг наливной трубы; 17 - топливный фильтр; 18 -
топливный бак; 19 - электробензонасос; 20 - сливной
топливопровод; 21 - подающий топливопровод.
Топливо подается из бака, установленного под
днищем в районе задних сидений. Топливный бак - стальной,
состоит из двух сваренных между собой штампованных половин.
Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким
шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична.
Бензонасос - электрический, погружной, роторный,
двухступенчатый, установлен в топливном баке. Развиваемое
давление - не менее 3 бар (3 атм). Бензонасос включается по
команде контроллера системы впрыска (при включенном зажигании)
через реле. Для доступа к насосу под задним сиденьем в днище
автомобиля имеется лючок. От насоса по гибкому шлангу топливо
под давлением подается к фильтру тонкой очистки и далее - через
стальные топливопроводы и резиновые шланги - к топливной рампе.
Фильтр тонкой очистки топлива -неразборный, в стальном корпусе,
с бумажным фильтрующим элементом. На корпусе фильтра нанесена
стрелка, которая должна совпадать с направлением движения
топлива.
Топливная рампа служит для подачи топлива к форсункам и
закреплена на впускном коллекторе. С одной стороны на ней
находится штуцер для контроля давления топлива, с другой -
регулятор давления. Последний изменяет давление в топливной
рампе - от 2,8 до 3,2 бар (2,8-3,2 атм) - в зависимости от
разрежения в ресивере, поддерживая постоянный перепад между
ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.
Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан,
соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины
клапан закрыт. Диафрагма делит полость регулятора на две
изолированные камеры - "топливную" и "воздушную". "Воздушная"
соединена вакуумным шлангом с ресивером, а "топливная" -
непосредственно с полостью рампы. При работе двигателя
разрежение, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть
диафрагму, открывая клапан. С другой стороны на диафрагму давит
топливо, также сжимая пружину. В результате клапан открывается,
и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно
в бак. При нажатии на педаль "газа" разрежение за дроссельной
заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины
прикрывает клапан - давление топлива возрастает. Если же
дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимально,
диафрагма сильнее оттягивает клапан - давление топлива
снижается. Перепад давлений задается жесткостью пружины и
размерами отверстия клапана, регулировке не подлежит. Регулятор
давления - неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Форсунки крепятся к рампе через уплотнительные резиновые кольца.
Форсунка представляет собой электромагнитный клапан,
пропускающий топливо при подаче на него напряжения, и
запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании.
На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо
впрыскивается во впускной коллектор. Управляет форсунками
контроллер системы впрыска. При обрыве или замыкании в обмотке
форсунки ее следует заменить. При засорении форсунок их можно
промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.
В системе впрыска с обратной связью применяется система
улавливания паров топлива. Она состоит из адсорбера,
установленного в моторном отсеке, сепаратора, клапанов и
соединительных шлангов. Пары топлива из бака частично
конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак.
Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой
клапаны. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива
из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует
чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.
Затем пары топлива попадают в адсорбер, где поглощаются
активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с
дроссельным узлом, а третий - с атмосферой. Однако на
выключенном двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным
клапаном, так что в этом случае адсорбер не сообщается с
атмосферой. При запуске двигателя контроллер системы впрыска
начинает подавать управляющие импульсы на клапан с частотой 16
Гц. Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит
продувка сорбента: пары бензина отсасываются через шланг в
ресивер. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше
длительность управляющих импульсов и тем интенсивнее продувка. В
системе впрыска без обратной связи система улавливания паров
топлива состоит из сепаратора с двухходовым обратным клапаном.
Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного
отсека на трех резиновых держателях (опорах). Фильтрующий
элемент -бумажный, при установке его гофры должны располагаться
параллельно оси автомобиля. После фильтра воздух проходит через
датчик массового расхода воздуха и попадает во впускной шланг,
ведущий к дроссельному узлу. Дроссельный узел закреплен на
ресивере. Нажимая на педаль "газа", водитель приоткрывает
дроссельную заслонку, изменяя количество поступающего в
двигатель воздуха, а значит, и горючей смеси -ведь подача
топлива рассчитывается контроллером в зависимости от расхода
воздуха. Когда двигатель работает на холостом ходу и дроссельная
заслонка закрыта, воздух поступает через регулятор холостого
хода -клапан, управляемый контроллером. Последний, изменяя
количество подаваемого воздуха, поддерживает заданные (в
программе компьютера) обороты холостого хода. Регулятор
холостого хода - неразборный, при выходе из строя его заменяют.